Если с вашим ребенком занимается логопед…
1. Для закрепления результатов логопедической работы Ваш ребенок нуждается в постоянных занятиях.
2. Время занятий (15 - 20мин.) должно быть закреплено в режиме дня. Постоянное время занятий дисциплинирует ребенка, помогает усвоению учебного материала.
3. Необходимо определить, кто именно из взрослого окружения ребенка будет с ним заниматься по заданиям логопеда; необходимо выбрать единые требования, которые будут предъявляться к ребенку.
4. При получении задания внимательно ознакомьтесь с его содержанием, убедитесь в том, что оно Вами понято. В случаях затруднений проконсультируйтесь с воспитателем или логопедом.
5. Подберите наглядный или игровой материал, который Вам потребуется для занятий. Продумайте, какой материал Вы можете изготовить совместно с ребенком.
6. Будьте терпеливы с ребенком, внимательны к нему во время занятий. Вы должны быть доброжелательны, участливы, но достаточно требовательны.
7. Отмечайте успехи ребенка, хвалите его за достигнутые результаты.
Как организовать дома занятия по заданию логопеда?
1. Занятия должны быть регулярными, носить занимательный, никак не принудительный характер, не превращаться в дополнительные учебные часы
2. Занятия могут проводиться во время прогулок, поездок. Но некоторые виды занятий требуют обязательной спокойной деловой обстановки, а также отсутствие отвлекающих факторов.
3. Необходимо приучить ребенка к самостоятельному выполнению заданий. Не следует спешить, показывая, как нужно выполнять задание, даже если ребенок огорчен неудачей. Помощь ребенку должна носить своевременный и разумный характер.
4. Занятия должны быть непродолжительными, не вызывать утомления, пресыщения. Желательно сообщать ребенку о том, какие задания он будет выполнять завтра.
5. Необходимо разнообразить формы и методы проведения занятий, чередовать задания по обогащению словаря с заданиями по развитию памяти, вниманию, звукопроизношению развитию речи.
6. Необходимо поддерживать у ребенка желания заниматься, стимулировать его к дальнейшей работе, поощрять успехи, учить преодолевать трудности.
Методические указания к разучиванию стихотворений детьми с нарушением речи.
1. Каждое новое стихотворение должно быть сначала выразительно прочитано взрослым. (По возможности наизусть).
2. После прочтения стихотворения взрослый говорит, что это стихотворение ребенок будет заучивать наизусть. Затем еще раз читает это стихотворение.
3. Далее взрослый задает вопросы по содержанию стихотворения, помогая ребенку уяснить его основную мысль.
4. После этого взрослый выясняет, какие слова ребенку непонятны, в доступной форме объясняет их значение.
5. Взрослый читает отдельно каждую строчку стихотворения. Ребенок проговаривает ее.
6. Очень часто логопед использует стихи для закрепления произношения каких-то звуков. В этом случае необходимо попросить ребенка назвать все слова стихотворения, в которых встречается тот или иной звук. Звук в этих словах при заучивании нужно произносить верно.
7. Заучивание стихов развивает у детей чувство ритма, поэтому просить детей отхлопывать или отстукивать ритм.
Вашему ребенку пошел тредтий год ...
Вашему ребёнку пошёл третий год. И вы начинаете замечать, как меняются его отношения с окружающими. Всё чаще и чаще в его речи появляются фразы: «Я думаю», «Я хочу». Ваш малыш начинает осознавать себя самостоятельной личностью. Возрастает понимание ребёнком речи. Он понимает, когда говорят не только о том, что свершилось в его присутствии сиюминутно, но и о том, что должно произойти. В речи ребёнка третьего года жизни есть почти все части речи, он способен узнавать и называть знакомые предметы, строить фразы. Несмотря на все достижения в развитии речи, дети ещё недостаточно отчётливо и правильно произносит многие слова, их речь не всегда понятна окружающим. Развитие понимания речи явно опережает произносительные возможности ребёнка. Происходит это потому, что у малыша недостаточная подвижность артикуляционного аппарата (движений мышц языка, губ, нижней части челюсти), эти затруднения тормозят усвоение многих звуков.
Ребёнок заменяет «трудные» звуки более «лёгкими» для произношения: Р на Л, (рыба - лыба), шипящие и твердые свистящие - мягкими свистящими звуками (шуба - сюба, жук - зюк, санки - сянки), нередко встречается общая смягченность речи.
Ошибки и замена произнесения звуков очень разнообразны. Однако уже в этом возрасте дети способны правильно и чётко произносить следующие звуки: гласные - а, у, и, о, согласные - м, п, б, т, д, н, в, ф, к, г, х.
Помимо названных ошибок, дети испытывают затруднения при произнесении так называемых многосложных слов, то есть слов, включающих в свою структуру два и более слогов. Дети не всегда могут воспроизводить правильно слоговую структуру слова, они начинают укорачивать слова, переставляют слоги, заменяют или опускают отдельные звуки (атобус - вместо автобус, сафоль - фасоль, мненожко -немножко).
Голосовой аппарат ребёнка третьего года жизни тоже ещё недостаточно окреп. Дети часто говорят тихо, либо же, наоборот, не умеют говорить шёпотом. Речевой выдох ребёнка укорочен. Тем не менее большинство детей уже неплохо вслед за взрослыми воспроизводят различные интонации и верно пользуются ими в своей речи. Склонность ребёнка к подражанию является благоприятным фактором для развития его активной речи. Повторяя вслед за взрослыми слова и фразы, малыш укрепляет свой артикуляционный аппарат.
Прежде чем перейти к упражнениям по развитию произношения, необходимо отметить, что все перечисленные нарушения речи ребёнка относятся к так называемым «физиологическим нарушениям речи», которые являются нормальным возрастным этапом становления речи.
Однако наряду с этими нарушениями на данном этапе у ребёнка может наблюдаться неправильное формирование отдельных звуков, а иногда даже полное отсутствие речи. В этом случае вам надо обязательно обратиться к специалисту - логопеду (педагогу, исправляющему нарушения речи), чтобы получить рекомендации, а при необходимости - начать незамедлительное лечение.
КОНСУЛЬТАЦИИ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
Развитие речевого дыхания
Развитие слухового восприятия
Учимся говорить выразительно
Формирование правильной артикуляции